Перед тем как перейти к статье, хотим посоветовать нашего партнера – компанию Panda Auto, которая предлагает надежные запчасти на китайские автомобили по выгодным ценам. Найдите больше на их сайте: запчасти на китайские авто.
Растаможка электромобилей в Украине: Стимулирующий фактор спроса
Пока в Украине китайские электромобили не конкурируют с другими брендами на том же уровне, что и в других странах. Они почти не представлены на украинском рынке, потому сравнивать их с другими вариантами не совсем корректно. Как правило, на украинском рынке продаются только отдельные модели автомобилей из Европы, США или Японии.
Практически бесплатное растаможивание как стимул для спроса
Однако в Украине существует положительный стимул для покупки электромобилей – практически бесплатное растаможивание. Ставка акцизного налога для транспортных средств с электрическими двигателями установлена на уровне 1 евро за 1 кВт.ч емкости электрического аккумулятора. Эта инициатива оказывает значительное влияние на спрос на электромобили среди украинских потребителей.
Почему сравнивать китайские электромобили с другими брендами в Украине нет смысла?
Украина исключительно привлекательна для покупки электромобилей благодаря практически бесплатному растаможиванию этих транспортных средств. Согласно акцизному налогу, установленному для транспортных средств с исключительно электрическими двигателями, налогообложение осуществляется только в размере 1 евро за 1 кВт.ч емкости электрического аккумулятора. Эта инициатива очень стимулирует спрос на электромобили среди украинских потребителей, обеспечивая более доступные условия для покупки таких автомобилей.
Во-первых, важно определить контекст рынка, на котором мы рассматриваем китайские электромобили. В Украине китайские электромобили не конкурируют с другими брендами на таком же уровне, как и в других странах. Как правило, на украинском рынке продаются отдельные модели автомобилей из Европы, США или Японии.
Электромобили из Азии на украинском рынке почти не представлены, поэтому сравнивать китайские электромобили с другими вариантами не совсем корректно.
Преимущества китайских электромобилей
Доступность и экономичность
Китайские электромобили становятся экономически выгодным выбором для большого количества потребителей. Благодаря низким ценам, их можно приобрести значительно меньше по сравнению с западными аналогами. Это способствует распространению электромобилей посреди населения.
Качество сборки
Хотя качество сборки бюджетных бензиновых автомобилей может представлять проблему, в сегменте электромобилей ситуация меняется. Китайские электромобили могут оказаться качественнее своих европейских или американских аналогов при подобных ценовых условиях.
Аккумуляторы и их надежность
Китайские производители автомобилей активно инвестируют в производство аккумуляторов, что может повлиять на их надежность.
Разнообразие китайских электромобилей
Одним из ключевых преимуществ китайских электромобилей есть широкий выбор моделей. Рынок предлагает все, начиная от компактных городских хэтчбеков длиной всего три метра, до минивэнов, седанов и кроссоверов разных размеров. На вершине диапазона – стримлайнеры со спортивными характеристиками. Модельный ряд охватывает как автомобили от брендов с богатой историей (по китайским меркам), так и от стартапов, только начинающих производство электротранспорта.
Китайские электромобили обычно хорошо оснащены и отвечают местным стандартам безопасности. Если производители и экономят, это обычно происходит за счет упрощения конструкции аккумулятора или использования простого шасси с задним мостом, что характерно для бюджетного сегмента.
Автомобили высшего класса обычно оснащены передней подвеской МакФерсон, передним приводом и задней балкой. В наиболее продвинутых конфигурациях можно встретить четырехмоторные силовые установки, способные развивать мощность до 1000 лошадиных сил и даже больше. Такие китайские электромобили представляются даже на фоне мировых стандартов.
У европейских, американских или японских марок такого разнообразия электромобилей нет. Более того, в Японии ситуация с автомобилями без двигателей внутреннего сгорания весьма сложна – их можно пересчитать по пальцам. Отставание в сегменте электромобилей иллюстрируют партнерства японских марок: Mitsubishi выпускает под своим брендом перелицованные GAC, а Honda использует электрическую начинку General Motors.
Что касается американских автопроизводителей, то, если не учитывать Tesla, то традиционные бренды тоже отстают. Ford и General Motors критично не хватает производственных мощностей для удовлетворения спроса. Экспансия на внешние рынки не рассматривается: американские автопроизводители сосредоточены на продаже продукции на рынке Северной Америки.
За пределами США предлагаются кроссоверы Ford Mustang Mach-E, но пока продажи не очень впечатляют. Возможно, ситуация изменится в будущем, но сегодня американский электромобиль (не Tesla), скорее всего, будет собран в Китае.. Это связано с тем, что большинство автопроизводителей вынуждены переносить производство в Китай: это самый эффективный способ снижения издержек и цены конечного продукта.
Немецкий автогигант Volkswagen уже давно перенес в Китай производство своих бюджетных электромобилей на платформе MEB. С этими машинами хорошо знакомы украинские автолюбители: китайская сборка позволила предложить конкурентные цены, несмотря на высокие пошлины и санкции.
Ситуация с британскими и французскими автобрендами другая. К примеру, британцы продают свои электромобили исключительно в премиальном и люксовом сегментах. У французских автобрендов линейка более широкая, но эти машины популярны только на европейском рынке. На экспортных рынках французские электромобили пока большая редкость.
Кто является конкурентом для китайских электромобилей
Если не учитывать Tesla, являющуюся мировым лидером в производстве электромобилей, то в массовом сегменте мало кто может составить конкуренцию китайским автобрендам. Об этом открыто заявляют руководители европейских и американских автоконцернов. В США пока не особо беспокоятся об этом, поскольку при президентстве Трампа был принят закон, ограничивающий импорт китайских автомобилей. Автомобили из Китая облагаются высокой пошлиной в 25%, что делает их неконкурентоспособными на местном рынке.
Однако руководители таких концернов как Renault и Stellantis с тревогой смотрят на попытки китайских автобрендов проникнуть на европейский рынок и утверждают, что без значительной поддержки со стороны государства избежать "китаизации" электромобилей будет очень сложно.
Уже приняты первые меры: с ноября 2023 года Франция вводит новую систему льгот, учитывающих не только тип двигателя автомобиля, но и выбросы диоксида углерода на всем цикле производства электромобиля. Это означает, что государственная поддержка будет предоставляться только электромобилям, которые производятся с использованием экологически чистых источников энергии.
Законодатели не скрывают, что целью реформы является устранение ценового преимущества китайских автопроизводителей. Французские электромобили, произведенные с использованием энергии гидроэлектростанций и атомных станций, окажутся в выигрыше по сравнению с китайцами. Ведь в Китае большая часть электроэнергии производится за счет сжигания ископаемого топлива – угля.
Это нововведение позволит уравнять цены на французские и китайские электромобили. По оценкам экспертов, теперь автомобили из Китая станут более дорогими примерно на 5000 евро – это значительная сумма, особенно в бюджетном сегменте.
Какие электромобили доступны на украинском авторынке
Для украинских покупателей электрических машин ситуация складывается следующим образом. Если у человека нет суммы от 100 тысяч долларов для покупки электрокара класса премиум (вроде Porsche, Mercedes-Benz или BMW), то его выбор ограничится электромобилями китайского производства. Это не обязательно будут машины под китайским брендом, но точно собраны в Поднебесной.
Украинские покупатели "электричек" могут столкнуться с проблемой украинизации (перевода с китайского), недоступностью сервисов, отсутствием мануала или технического описания машины. Пока что китайские производители не заинтересованы переводить интерфейс и документацию на другие языки, поскольку внутренний рынок является приоритетным и наиболее емким.
Впоследствии эта ситуация изменится. Китайские электрокары, поставляемые за границу, уже получают пакеты языков для Великобритании, Франции или Тайваня. Многие популярные модели изначально выпускаются с английским языком. В ближайшем будущем наверняка появятся русифицированные электромобили из Китая: политическая и рыночная ситуация этому способствуют.